Новосибирский государственный медицинский университет
Департамент по учебной работе
Педиатрический факультет
Кафедра педагогики и психологии (педиатрического факультета)

Контактная информация

Адрес:
Новосибирск, 630075, Сибирский федеральный округ, Новосибирская обл., г.Новосибирск, ул. Медкадры, 5, Каб.: 204, 205

Телефон: +7(383) 226-98-31
E-mail: kpp-ngmu@mail.ru
Файл PDFПоложение о подразделении
Время работы:

понедельник - суббота
9-00 - 18-00


Время приема:

понедельник - пятница
10-00 - 15-00


Клинические базы

Структура и сотрудники

Учебных ставок: 9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

1. Работа со студентами

Для студентов очной и заочной форм обучения кафедра ведет преподавание дисциплин:

  • Педиатрический факультет (специальность «Педиатрия»): «Психология и педагогика»; «Основы профилактики зависимого поведения».
  • Стоматологический факультет (специальность «Стоматология»): «Психология, педагогика»;«Основы профилактики зависимого поведения».
  • Лечебный факультет (специальность «Лечебное дело»): «Психология и педагогика»;«Основы профилактики зависимого поведения». 
  • Фармацевтический факультет (специальность «Фармация»): «Психология и педагогика».
  • Медико-профилактический факультет (специальность «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медико-профилактическое дело»): «Психология и педагогика»;«Основы профилактики зависимого поведения». 

2. Работа с аспирантами

Для аспирантов всех специальностей программ послевузовского образования НГМУ кафедра ведет преподавание дисциплин: «Психология и педагогика высшей школы», «Психология человека», «Педагогическая практика».

3. Работа с ординаторами

Для ординаторов всех специальностей программ послевузовского образования НГМУ и ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна кафедра ведет преподавание дисциплины «Педагогика».

4. Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей

В рамках работы ЦПКиПП кафедра реализует программу «Актуальные вопросы педагогики и психологии высшей школы» (профессорский, доцентский и ассистентский циклы) и 12 микроциклов, объемом 36 часов.

Основное внимание в работе уделяется теоретической и практической разработке методологических и методических вопросов, обеспечивающих решение задач, стоящих перед НГМУ в целом, на всех этапах развития вуза и системы высшего и постдипломного образования в России.

Ежегодно на циклах повышения квалификации проходит обучение свыше 300 преподавателей НГМУ.

5. «Преподаватель высшей школы» – двухгодичная программа профессиональной переподготовки

В рамках данной программы ведется преподавание дисциплин: «Психология человека», «Педагогика», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Информационные технологии в науке и образовании», «Психология и педагогика высшей школы», «Технология профессионально-ориентированного обучения», «Организационные (нормативно-правовые) основы системы образования», «Практикум по решению профессиональных задач», «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения», «Педагогическая практика».

По итогам прохождения образовательной программы слушатели защищают выпускную квалификационную работу, что является основанием для присвоения квалификации «Преподаватель высшей школы».

С 2015 по 2020 гг. квалификацию «Преподаватель высшей школы» получили  102  преподавателя НГМУ.

  НАУЧНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

 В рамках диссертационных исследований проводится следующая работа:

  1. Доцент Гриневецкая Т.Н. работает по теме научного исследования «Развитие этнокультурного образования педагогов в процессе их профессиональной подготовки».
  2. Доцент Шпикс Т.А. работает по теме научного исследования «Психофизиологические механизмы химических и процессных аддикций».
  3. Доцент Севостьянов Д.А. работает по теме научного исследования «Инверсивные отношения в образовании: социально-философский анализ».
  4. Доцент Затеев В.В. работает по теме научного исследования «Современное российское студенчество».
  5. Доцент Пивченко В.П. работает по теме научного исследования «Формирование культуры общения обучающихся средствами социально-ориентирующей игры».
  6. Доцент Фомин М.С. работает по теме научного исследования «Формирование духовно-информационной безопасности личности современника».
  7. Ст. преподаватель Корчуганов В.А. работает по теме научного исследования «Возрастная и педагогическая психология в медицинском вузе».
  8. Ст. преподаватель Старухина Н.Б. работает по теме научного исследования «Оценка качества реализации программ повышения квалификации врачей с применением дистанционных образовательных технологий».
  9. Преподаватель Шилин А.Л. работает по теме научного исследования «Гендерные различия в воспитании детей».

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ

Л.Б. Наумов

В 1970 году в НГМИ при Факультете повышения квалификации преподавателей медицинских вузов была создана первая в СССР кафедра педагогики и оптимизации высшего медицинского образования. Основателем кафедры и первым ее заведующим (1970-1985) был профессор Леонид Борисович Наумов.

За эти 15 лет свыше 3000 преподавателей почти всех медицинских институтов СССР – ассистенты, доценты и профессора, заведующие кафедрами – овладевали наиболее эффективными оригинальными принципами и методами профессиональной подготовки врачей.

Л.Б. Наумов разработал 15 научно-методических направлений и 70 различных путей, методов и средств оптимизации профессионального обучения специалистов. Они перечислены в его книге «Учебные игры в медицине». Профессор Л.Б. Наумов – автор и соавтор более 150 научных работ, в том числе 25 книг, учебных пособий, учебника для студентов, руководств для врачей и преподавателей, монографий, ряда сборников научных работ по оптимизации высшего медицинского образования. Единственные в мировой медицинской литературе – программированный учебник с алгоритмами и программированное руководство для врачей – награждены Дипломами за Лучшую Медицинскую книгу. Книга с первыми в мире алгоритмами дифференциальной диагностики в рентгенологии награждена Серебряной медалью ВДНХ СССР.

В настоящее время профессор Л.Б. Наумов: почетный член Израильской Ассоциации Альтернативной Медицины за инновативные достижения в медицинских интеллектуальных технологиях, докладчик на Всемирных и Европейских международных конгрессах в Женеве, Иерусалиме, Копенгагене, Флоренции; член Редколлегии Журнала по кардиологии, Турция.

В.Д. Новиков

С 1985 по 1988 гг. кафедру возглавлял д.м.н., профессор Валерий Дорофеевич Новиков.

Кафедра получила название: «Кафедра педагогики и оптимизации учебного процесса».

В этот период на кафедре повышали свою квалификацию ассистенты, доценты и профессора из всех медицинских вузов страны не только по проблемам педагогики и психологии высшей школы, но и по основам компьютеризации обучения. Впервые были организованы выездные циклы ФППКП по педагогике и психологии высшей школы в городах Сибири, Урала и Дальнего Востока. На кафедре под руководством В.Д. Новикова велась интенсивная разработка программ по тестовому контролю знаний студентов.

С 1988 года кафедра начала учебный процесс со студентами всех факультетов по курсу общей психологии.

В.В. Меркушев

С 1988 г. по март 1999 г. кафедру возглавлял доцент Виктор Владимирович Меркушев – автор более 100 научных и методических работ, посвященных различным аспектам совершенствования профессиональной и психолого-педагогической подготовки студентов, врачей и преподавателей медицинских вузов.

Основное направление научной и научно-методической работы кафедры с этого времени – «Активные методы обучения в медицинском вузе». В этот период существенно изменилась учебная и научная деятельность кафедры. Программа курса «Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача», впервые разработанная кафедрой, является базовой для всех медицинских вузов России.

В 1988 году кафедра была переименована в кафедру педагогики и медицинской психологии.

Г.В. Безродная

С 1999 по 2014 гг. кафедру возглавляла доцент Галина Валентиновна Безродная.

Г.В. Безродная – член Координационного совета по постдипломному медицинскому образованию России, автор более 80 научных работ.

В 2002 году кафедра была переименована в кафедру педагогики и психологии.

Г.В. Безродная была награждена Грамотой Министерства здравоохранения и социального развития РФ (2006 г.), Почётной грамотой губернатора НСО (2011 г.), Медалью за вклад в развитие НСО (2012 г.).

За период с 1999 г. по 2015 г. на стационарных и выездных циклах ФПК – ЦПК НГМА – НГМУ прошли обучение преподаватели следующих учебных заведений:

  • Новосибирского государственного медицинского университета,
  • Красноярского государственного медицинского университета,
  • Саратовского государственного медицинского университета,
  • Алматинского государственного медицинского университета,
  • Сургутского государственного медицинского университета,
  • Пермской государственной медицинской академии,
  • Кемеровской государственной медицинской академии,
  • Читинской государственной медицинской академии,
  • Семипалатинской государственной медицинской академии,
  • Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей,
  • Ижевской государственной медицинской академии,
  • Омской государственной медицинской академии,
  • Ханты-Мансийского государственного медицинского института,
  • Новосибирского базового медицинского колледжа и ряда других образовательных учреждений.

В 2003 году, во исполнение приказа №180 от 24.01.2002 в рамках работы ФППКП, было организовано двухгодичное обучение преподавателей НГМА для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». 

Т.Н. Гриневецкая

С 2015 года кафедру возглавляет доцент Татьяна Николаевна Гриневецкая.

В настоящее время деятельность кафедры обеспечивают 6 доцентов (5 из которых доценты ВАК), 2 старших преподавателя, 1 преподаватель.  Основным направлением работы кафедры является работа со студентами, ординаторами, аспирантами и преподавателями Новосибирского государственного медицинского университета.

Для студентов очной формы обучения кафедра ведет преподавание следующих дисциплин: «Психология и педагогика», «Основы профилактики зависимого поведения» (специальность «Педиатрия»); «Психология, педагогика», «Основы профилактики зависимого поведения» (специальность «Стоматология»); «Педагогические основы санитарно-гигиенического просвещения», «Основы коммуникации», «Психология общения» (специальность «Стоматология профилактическая); «Психология и педагогика», «Основы профилактики зависимого поведения»  (специальность «Лечебное дело»); «Педагогика с методикой преподавания», «Психология» (специальность «Сестринское дело»); «Психология и педагогика» (специальность «Фармация»); «Психология и педагогика»,«Основы профилактики зависимого поведения» (специальность «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медико-профилактическое дело»).

Ординаторы 1 года обучения всех специальностей программ послевузовского образования НГМУ на кафедре изучают базовую дисциплину «Педагогика».

Для аспирантов по направлениям подготовки «Фундаментальная медицина» и «Клиническая медицина» читаются лекции и ведутся практические занятия по дисциплинам: «Педагогика и психология высшей школы», «Психология человека», «Педагогическая практика». Экзамен по педагогике и психологии включен в Государственную итоговую аттестацию аспирантов.

В рамках работы Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей на кафедре реализуется программа «Актуальные вопросы педагогики и психологии высшей школы» (профессорский, доцентский и ассистентский циклы) и 12 новых циклов объемом 36 часов: «Дистанционные образовательные технологии», «Инновационные методы и формы обучения», «Особенности педагогического общения и коммуникативной компетентности преподавателя», «Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста к профессиональной деятельности в поликультурной среде», «Разработка фондов оценочных средств с позиций требований ФГОС ВО», «Стрессовые ситуации и состояния фрустрации в педагогическом процессе» и др.

Ежегодно на циклах повышения квалификации проходит обучение свыше 300 преподавателей НГМУ.

Еще одно очень важное направление, реализуемое сотрудниками кафедры педагогики и психологии,  – двухгодичная программа профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы».

В рамках данной программы ведется преподавание дисциплин: «Психология человека», «Педагогика», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Информационные технологии в науке и образовании», «Психология и педагогика высшей школы», «Технология профессионально-ориентированного обучения», «Организационные (нормативно-правовые) основы системы образования», «Практикум по решению профессиональных задач», «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения», «Педагогическая практика» и др.

По итогам прохождения образовательной программы слушатели защищают выпускную квалификационную работу, что является основанием для присвоения им квалификации «Преподаватель высшей школы». По материалам ВКР за последние 5 лет опубликовано 2 сборника научных трудов «Педагогический профессионализм в современном медицинском образовании».

С 2015 по 2020 гг. квалификацию «Преподаватель высшей школы» получили  102  преподавателя НГМУ.

По материалам собственных исследований сотрудниками кафедры ежегодно публикуются статьи и тезисы, в том числе в журналах, входящих в перечень ВАК и Scopus. Кроме этого, к исследовательской деятельности активно привлекаются обучающиеся (студенты, ординаторы, аспиранты). Под руководством преподавателей кафедры ими выполняются психолого-педагогические исследования, результаты которых ежегодно публикуются в сборниках материалов и представляются на международных, региональных и внутривузовских конференциях.

Ежегодно сотрудники кафедры педагогики и психологии участвуют в организации и проведении научных мероприятий: Российская научно-практическая конкурс-конференция студентов и молодых ученых «Авиценна», Региональная научно-практическая конференция «Современные аспекты формирования здорового образа жизни», Российская научно-практическая веб-конференция с международным участием «Профилактика кризисных ситуаций и девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации» и др.

Организуя научные мероприятия, кафедра педагогики и психологии активно взаимодействует с образовательными учреждениями города и области, среди которых можно выделить Региональный центр медицинской профилактики, Городской  центр образования и здоровья «Магистр», Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева и др.

Адрес: Новосибирск,630075, Сибирский федеральный округ, Новосибирская обл., г.Новосибирск, ул. Медкадры, 5